Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Возрастно-психологическое консультирование
Задачи:
- ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
- своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
- предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
- составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
- составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
- коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
- адаптация и дезадаптация к ДОУ
- страхи
- агрессивность
- психологическое неблагополучие
- непослушание
- кризис 3-х лет
- спонтанная двигательная активность
- тревожность
- левшество
- недостаточное развитие мелкой моторики
- низкий уровень развития познавательных процессов
- нарушения в сфере общения
- застенчивость
- нестабильность эмоционального состояния
- гиперактивность
- отсутствие самостоятельности
- непослушание
- психологическая поддержка семьи
- роль игры в подготовке к школе
- система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении
- психологическая готовность к школе