Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Психологическая диагностика - это углубленное психологопедагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагог- психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Методики исследования познавательной сферы
Младший возраст (2-4 года)
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»
Средний возраст (4-5 лет)
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Старший возраст (5-6 лет)
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Подготовительный возраст (6-7 лет)
1. «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей»
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
3. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
Методики изучения особенностей личности дошкольников
• Методика «Несуществующее животное»
• Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
• Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика Торренса)
• Графическая методика «Кактус»
• Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
• Социометрия
Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье
Предлагаемые ребенку:
- Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных)
- Адаптированный вариант методики Рене Жиля
- Различные варианты методики «Незавершенные предложения»
- Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП)
- Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (
- Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко
Предлагаемые родителям:
- Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»
- Опросник родительских отношений Варги-Столина - ОРО
- Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера - АСВ
- Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ